Ібсен + Звернення Ющенка до «унікальної нації»
Однажды, еще в 1990-х, я кое-что написал в некотором контексте по поводу серебряных колокольчиков. Поэтому недавно, когда увидел это словосочетание на одной театральной афише, заинтересовался. Оказалось – спектакль, к тому же по мною весьма любимому норвежскому драматургу-ницшеанцу Генрику Ибсену.
Пошел в театр - Советской (теперь российской) армии (малый зал). (К своему стыду, в этом театре давно уже не был: в последний раз - на легендарной 8-часовой «Орестее» Питера Штайна.) Спектакль Александра Бурдонского (того самого, который внук Сталина!) по трагикомедии Ибсена «Йон Габриэль Боркман» (1896). В России эта сложная и малоизвестная пьеса ставилась прежде всего лишь дважды: в 1904-ом и 1969-ом.
Это было нечто - с гротескно-истерическими диалогами, с удивительными, задействованными в сценографии стульями, с необычной сценографией. Чехов не любил Ибсена, но чувствуется, что это люди почти из одной эпохи. У позднего Ибсена в драмах уже появляется сложный психологический подтекст, символизм - тут, к примеру, звонят то ли колокольчики конного экипажа, то ли погребальные колокола. Закадровый голос в начале и конце представления мрачно вещает: «В жизни каждого человека звонят колокола судьбы, но, увы, не каждый слышит их звон...»
Пьеса и спектакль по ней - о жизни души и ее умерщвлении, о предательстве, на которое должен идти человек, чтобы претендовать на статус сверхчеловека, о выборе и расплате за выбор. Кто любит арт-хаусные фильмы и психодрамы - это для него.
Всё это действо удивительно вписано в малый зал - такой огромный, но с непропорционально низким потолком (зал находится к верхнем фонаре театрального здания). Поэтому сцена выглядит как широкоэкранное кино или как новые узкие мониторы (9:16). Такой формат - как бы антитеза к огромнейшему большому залу - с самой большой в Европе сцене (по ней в каком-то спектакле советских времен даже ехал танк и шла конница), с большим перепадом высоты, где сидят зрители (поэтому именно там и поставили «Орестею» - похоже на греческий амфитеатр).
Сейчас в России фигура Сталина стала популярной и востребованной: в одном школьном учебнике истории он назван «гениальным менеджером», чуть было не стал победителем шоу «Имя России» (аналог «Великих українців»), Путин и Медведев не хотят признавать Голодомор, потому что это означает «сдачу» Сталина, Проханов считает его творцом «русского чуда» и советской модернизации, и проч., и проч.
Но вот что в наследии Сталина не вызывает никаких сомнений, так это его внук Александр Бурдонский (1941 г.р.), постановщик спектакля «Серебряные колокольчики» по Генрику Ибсену (и многих других арт-хаусных и психологических постановок).
Вот так...
Щодо звернення Ющенка до «унікальної нації»
Мені мало не щодня доводиться коментувати для російських ЗМІ перипетії української політики, бо й справді - розібратися в них надзвичайно складно. Часто про те саме у мене запитують мої друзі та знайомі. Найчастіше питання від них звучить так: чи Україна справді є державою?
Бо хіба найвищі посадовці держави можуть поводити себе таким чином, як то в Україні? Тому коли Ющенко 30 січня виступив зі зверненням до народу, де звинуватив в усьому Юлію Тимошенко (а це досить докладно висвітили російські ЗМІ), декілька моїх знайомих подзвонили мені наступного ранку і сказали приблизно однаково: ну, ось бачиш - ми ж тобі казали: хіба Україна - то держава??? - Я перепитував: чому? - Ну, як ти не розумієш: хіба в будь-якій державі, навіть найацтойнішій, може таке бути, щоби президент кожен день звинувачував у всіх бідах уряд та прем'єр-міністра? (Малося на увазі це: «...повну відповідальність відповідно до Конституції за економічне становище, за зрив бюджетного процесу, за руйнацію банківської системи несе особисто прем'єр-міністр Юлія Тимошенко. Дійшовши до критичної межі, їй не вдасться сховатися в опозиції. Досить брехати».)
Я вирішив промовчати і перевести розмову на інші теми: усім розповідав про спектакль по Генріку Ібсену.
Друзям сподобалося... :)