Политикам стоит читать «Царя Эдипа», – Богдан Ступка
Богдан Ступка едва ли не единственный украинский актер, который благодаря своему мастерству уверенно чувствует себя не только на украинских, но и на российских и польских съемочных площадках. Богдан Сильвестрович воплотил на театральной сцене свыше ста образов, начиная с 1970-го, он практически каждый год снимался в новом фильме.
С 1978 года он связал свою жизнь с киевским театром им. И.Франка, в 2001-ом стал его художественным руководителем. А вот режиссером актер никогда не станет, ибо как отметил Богдан Ступка во время эксклюзивного интервью для ZAXID.NET, не хочет делать того, к чему у него нет таланта, а пополнять скамью бездарных режиссеров, как и политиков, не стремится.
- Я - львовянин, я здесь вырос. Как творческая личность, сформировался именно на львовской сцене. Львов - это моя Альма Матер, Львов - это мой фундамент. В драматической студии театра Заньковецкой у меня был выдающийся педагог, замечательный режиссер Борис Тягно, ученик Курбаса.
- Богдан Сильвестрович, каким, с вашей точки зрения, является сегодня львовский театр?
- Я не знаю театрального Львова. Я могу рассказать о киевском театре. Во Львове я вижу один-два спектакля за пять-десять лет. Мне трудно сказать, каким является театральный Львов. Я не знаю Первого украинского театра для детей и юношества, театра Кучинского. Львовские театры приезжают в Киев, на представления театра Заньковецкой у нас все билеты раскупают, но у меня нет времени, я не видел их спектаклей. Мне трудно что-то сказать. Я приглашал Владимира Кучинского, он ставил для нас «Посреди рая на площади». Это было сделано хорошо, но в целом я не могу объективно судить. Скоро театр Кучинского будет в Киеве на гастролях, если буду иметь время, то я обязательно пойду.
- А как бы вы охарактеризовали ситуацию с массовым украиноязычным кино?
- Я к кино не имею никакого отношения, кроме того, что я в нем снимаюсь. И то в основном снимаюсь в России. У нас кино совсем мало. Все другое - нужно спрашивать у министерства культуры, режиссеров. Я занимаюсь творчеством, у меня нет времени думать, почему не снимают, как снимают. Относительно меня, то весной скоро будет премьера «Тараса Бульбы», которого снимала Россия, правда у нас. Также вышел «Сафо», которое мы снимали в Крыму. Это была интересна работа с молодым режиссером Робертом Кромби.
А относительно того, почему так, то я не знаю, как это изменить. Я не министр культуры. Ничего не могу сказать. Я снимаюсь, мои артисты, которые работают в театре Франка, снимаются в кино. Мне этого достаточно. Актеры и в сериалах снимаются. Это нормально. Некоторые критики говорят - не нужно сниматься в сериалах, пусть они заплатят актеру и они не будут сниматься. В сериалах может быть и искусство, а можно просто зарабатывать деньги.
- В одном из интервью вы сказали, что у нас политики стали актерами...
- Да. В Украине массового зрителя собирают политики. Политики большие актеры теперь, они делают шоу, они не ходят в театр, хотя могли бы многому научиться. Некоторые из них, конечно, ходят, но это редкость. Вот если взять «Царя Эдипа» Софокла, где события происходят четыре тысячи лет тому назад, там есть все о власти, все о них. Они этого не воспринимают. Политики думают, что с них все началось, что они такие умные, дипломатичные, хитрые, могут обмануть друг-друга. А это все было, человечество прошло такие этапы. Если бы политики посмотрели это представление, то не повторяли бы этих ошибок.
- Когда-то и вы «пошли в политику», а если опять попросят - пойдете?
- Я думаю, что нет. Искусство намного интереснее, чем политика. Во второй раз занять место министра культуры я бы согласился на трое суток. Я бы согласился на такой вариант: 26 августа меня бы назначили, 27 августа у меня День рождения, и тогда все правительство приносит такие красивые подарки - ручки, картины, вещи достойные. И этот табун идет с 9-и утра. Приносят очень дорогие цветы. Я был в восторге, я никогда не думал, что так приветствуют. Так вот, меня бы назначили, а 28 августа я бы ушел... Когда я был министром, государство дало 10 млн грн на фильм «Мазепа». И то... на меня всех собак «спустили» - что за эти деньги можно было сделать 10 фильмов.
Я убедился, что искусство - это намного больше, у меня нет таланта политика. Я не делаю того, к чему не имею таланта.
Театр для меня главное. У нас в театре идут замечательные представления: «Кайдашева семья» Нечуя-Левицкого, «Царь Эдип» Софокла, «Свадьба Фигаро» Бомарше - это традиции театра имени Ивана Франка. Игнат Петрович Юра, основоположник театра Франка, сам переводил и играл Фигаро. Мы также поставили своего Фигаро, его поставил наш талантливый режиссер Юрий Одинокий. В нашем театре мы бережем традиции, те спектакли, которые когда-то ставились. Мы все бережем, но всегда двигаемся вперед. Традиции - это важно.
- Чем потешите зрителя в ближайшее время...
- Режиссер Сашко Билозуб ставит «Амаркорд. Я вспоминаю». Был такой фильм Феллини - «Амаркорд». Это итальянско-украинский проект. Вы уже наверно знаете, что к нам приезжал известный итальянский композитор Алесио Влад, его отец, как оказалось, с Буковины, написал музыку для спектакля. Премьера была 7-8 марта. Это история о семи украинских женщинах, которые оставили свой дом и работают в Италии. Также ставим мюзикл Эдит Пиаф. Потом у нас будет «Жизнь и смерть доктора Фауста» Кристофера Марло, «Назар Стодоля» Тараса Шевченко.
- А когда львовские зрители смогут увидеть эти спектакли?
- К сожалению, во Львове мы не скоро будем. Поедем в Ивано-Франковск 16 июня.
- Во Львове говорят, что люди перестали ходить в театры. Вы пришли в театр Заньковецкой в 60-х годах: тогда также не было зрителя?
- Может львовяне ходят на митинги и это для них театр. В Киеве люди уже давно вернулись в театр. Сейчас к кассам стоит очередь, я не могу сказать, что у нас есть спектакли, на которые не ходят. Раньше была интеллигенция, которая постоянно ходила в театр, сегодня - нет.
- Кто тогда заполняет ваш театр?
- В театр ходят те, кто может заплатить, хотя мы не повышаем стоимость билетов и хотим, чтобы как можно более широкий слой населения мог смотреть спектакли, а во Львове... я не знаю.
Когда Сергей Данченко был художественным руководителем, постоянно в театре были зрители, всегда. Редко был пустой зал. Знаете... я вам скажу, что наполненость зала не говорит о его художественном уровне.
В театре Франко очень много людей идут на «Маленькие супружеские преступления» французского автора Ерика-Эммануеля Шмитта, которую поставил польский режиссер Кшиштоф Занусси. Он сейчас начинает работать над фильмом. Я у него буду сниматься.
- Какая это будет картина?
- Еще не знаю. Так вот, Кшиштоф Занусси написал сценарий. Вскоре будут съемки в Варшаве. Также мы будем снимать во Львове и в Киеве.
- У вас никогда не было желания освоить роль режиссера?
- Нет! Этого я точно не буду делать. Я не хочу пополнять когорту бездарных театральных и кинорежиссеров. Сегодня большинство из них - бездарны.
Фото с сайта www.trud.ru